Купить билет
Миссия и история музея

Бахрушинский музей, основанный 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929), является хранителем крупнейшей театральной коллекции России, включающей в себя более 1,5 млн экспонатов.

Узнать подробнее
Выставки и события

Приглашаем ценителей искусства совершить захватывающее путешествие, интерактивное погружение в удивительный театральный мир. Вы увидите сценические костюмы и декорации выдающихся мастеров сценографии, эскизы, фотографии и портреты, программы и афиши спектаклей и многое другое. Яркие переживания и эмоции подарят ощущение праздника не только детям, но и взрослым.

Узнать подробнее
Бахрушинские чтения

Главной целью крупнейшей по числу российских и зарубежных участников научной конференции является осмысление роли театра в современной культуре и жизни человека, а также появление новых направлений и тенденций.

Узнать подробнее
Мастер-классы

Бахрушинский театральный музей знает, что увлечь детей искусством не всегда просто. Чтобы юные посетители не заскучали, мы разбавили осмотр экспонатов увлекательными мастер-классами. В нашем музее ребята не только смогут изучать культуру и искусство, но и научатся креативно мыслить.

Узнать подробнее
БАХРУШИНСКИЙ ОНЛАЙН

Это пространство, где посетители совершают путешествие в историю и современную жизнь российского театра. Центром притяжения является Бахрушинский музей – крупнейший театральный музей в мире.

Узнать подробнее
Театральные музеи и архивы

Целью первого масштабного проекта такого рода является сохранение уникального театрального наследия России во всем многообразии его жанров: опера, балет, драма, оперетта и др. Это позволяет отследить не только историю отдельных театров, но и картину театральной историографии России в целом.

Узнать подробнее
Сделать пожертвование

Ваша поддержка имеет колоссальное значение для музея. Именно благодаря поддержке друзей и партнеров Бахрушинский музей сможет реализовать масштабные проекты, научные, исследовательские и образовательные программы.

Узнать подробнее

История Бахрушинского музея

Многие представители семьи Бахрушиных – известных промышленников, благотворителей и меценатов, к славе своей династии добавили репутацию талантливых собирателей и коллекционеров.

Собирателем старины и библиофилом слыл Сергей Александрович Бахрушин, который коллекционировал редкие предметы живописи и декоративно-прикладного искусства. Двоюродный брат основателя театрального музея Алексей Петрович Бахрушин был собирателем фарфора, картин, редких книг и документов по истории Москвы. Собирательство он рассматривал как государственное дело и общественное служение. Алексей Петрович в одном из писем своему кузену Алексею Александровичу Бахрушину написал строки, которые выразили кредо Бахрушиных как коллекционеров: «… Всё, что мы делаем, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству, любому образованному человеку… Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство…».

Evpa/Qzu.jpg


В итоге коллекции Сергея Александровича и Алексея Петровича Бахрушиных пополнили собрания Государственной исторической библиотеки, Императорского Российского Исторического музея (ныне — Государственный Исторический музей) и других музеев России.

Самым известным представителем рода стал Алексей Александрович Бахрушин, благодаря созданию в Москве Литературно-театрального музея и своей последующей деятельности. Алексей Александрович Бахрушин – знаменитый коллекционер театральных реликвий, впервые показал свое собрание публике в 29 октября 1894 г. Эта дата стала днем основания первого в мире профессионального театрального музея. Период с 1984 до 1913 года, когда собрание было передано в ведение Российской Императорской Академии наук, первый главный учёный хранитель музея М. Д. Прыгунов назвал «периодом первоначального накопления богатств». В те годы коллекция находилась в частной собственности А.А. Бахрушина и не была доступна широкой публике. Однако в театральной среде о ней стали говорить с возрастающей серьёзностью. В ту пору в музее было три раздела: литературный, театральный и музыкальный, и назывался музей Литературно-театральным. За короткое время молодой музей принял участие в семи выставках, одна из которых проходила в Берлине в 1905 г. и вызвала большой интерес во многом благодаря коллекции А.А. Бахрушина.

Следующий период в жизни музея начался 25 ноября 1913 г., когда Алексей Бахрушин торжественно передал свой музей в ведение Российской
Императорской Академии наук. У Литературно-театрального музея появился устав, штат сотрудников, был начат учёт коллекций и заведены соответствующие инвентарные книги.

После революции музей пережил несколько трудных лет. По свидетельству современников, коллекция часто была под угрозой разграбления, и оно бы непременно случилось, если бы народный комиссар просвещения А. В. Луначарский не выделил взвод для охраны музея. Проблемой была и сохранность коллекций, так как помещения не отапливались и ценные экспонаты могли пострадать из-за сырости и перепадов температуры. Ещё одной проблемой была «идеология» музея — обсуждалась «классовая» природа музея, его «капиталистическая» сущность; это грозило расформированием собрания и, следовательно, уничтожением музея.

Период неопределённости закончился 1 февраля 1919 г., когда музей перешёл в состав учреждений Наркомпроса. Правительство стало выделять деньги на его содержание, что позволило возобновить научную и экскурсионную деятельность, которые были затруднительны во время войны и революции.
К этому времени музейная коллекция располагалась в 25 залах, 14 из которых дважды в неделю были открыты для публики. Штат музея в то время составлял 12 человек /сейчас — около 250/.

EuKu/0y0.jpg
EuKu/0AF.ru-349.png
EuKu/0wB.29.43.jpg
EuKu/0wB.38.00.jpeg


В своей научно-исследовательской деятельности музей был связан с театральной секцией Государственной академии художественных наук /ГАХН/. Этой организации принадлежала инициатива празднования 30-летия музея в 1924 г.
Все эти годы во главе музея был его основатель Алексей Александрович Бахрушин, а музей носил имя своего основателя. Его заслуга в сохранении целостности музея в тяжёлое время огромна. Кроме того, значительная и, может быть, лучшая часть сегодняшней коллекции музея собрана благодаря его огромной энергии и художественному чутью.

Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами национального и мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся. До появления музея Бахрушин был, скорее, любителем, в его увлечении не было ничего необычного: коллекционирование и собирательство было вполне рядовым занятием для людей его круга. Однако только у совсем немногих оно превращалось в дело жизни. Бахрушин, прилагая большие усилия, постепенно оттачивал механизмы пополнения коллекции, открывал новые способы получения желанных экспонатов. Он стал постоянным посетителем антикварных лавок и рынков, расширял круг своих знакомств в театральном мире. Благодаря его связям в дар музею было передано немало ценных предметов. Постепенно у Бахрушина появилось несколько «агентов» — хороших знакомых в разных городах России и Европы, с которыми он состоял в переписке и вовремя узнавал о возможности приобрести что-то интересное для музея. Пополнялась коллекция и благодаря поездкам Бахрушина за границу. Так в круг интересов Алексея Александровича вошёл и зарубежный театр.

После революции, когда Бахрушин лишился своего состояния, его собирательская деятельность стала намного более затруднительной. Однако в этой непростой ситуации он умел правильно распоряжаться небольшими средствами, выделявшимися музею на закупки. Он мог и торговаться, и находить дополнительные деньги, и договариваться о том, чтобы вещи приобретались в рассрочку. Немалую роль в этом играли его хорошая репутация, авторитет и личные связи в Наркомпросе. Знакомства имелись у Бахрушина и в мире антикваров /они, впрочем, к тому времени потеряли своё былое значение, так как антикварная торговля переживала не лучшие времена/ и коллекционеров. За деятельностью последних он ревниво следил, иногда у них удавалось сделать ценные приобретения, порой случались и «дружественные поглощения»: к 1924 г. в музей влилась прекрасная коллекция С. И. Зимина, которую он отказался передать в 1914 г. /были поставлены условия, неприемлемые для музея в тот момент/. Пополнялся музей и благодаря отбору вещей в государственном музейном фонде, куда попали национализированные частные коллекции.
В те годы Бахрушин многое сделал для сохранения театральной культуры. Если бы не его талант собирателя, то многие архивы и произведения искусства, являющиеся сейчас украшением коллекции, были бы, скорее всего, безвозвратно утрачены. Это, например, архив семьи Садовских, собрание фарфоровых статуэток-карикатур П. Г. Степанова, часть архива Дирекции императорских театров и др.
Талант Бахрушина-коллекционера проявлялся не только в умелом поиске и приобретении вещей, но и в том, что он сумел сделать свой музей не «личной коллекцией», отражающей вкусы её обладателя, а всеобъемлющим собранием национального значения, свидетельствующим об истории русского и советского театра во всей её полноте — с противоречиями, ошибками, борьбой «новейших театральных течений» с прошлым и между собой. Личные театральные пристрастия Бахрушина формировались под влиянием искусства Малого театра конца XIX в. Малый театр остался для Бахрушина самым любимым, но это не помешало ему собрать внушительную коллекцию материалов, связанных с МХТ, с творчеством Вс. Мейерхольда, это не помешало оказаться в музее работам Фердинандова, Экстер /наиболее полное собрание её театральных эскизов принадлежит ГЦТМ им. А.А. Бахрушина/, Татлина, Рабиновича, Лентулова, Гончаровой и многих других. Способность понимать и ценить самое разное искусство, не ошибаться в своих оценках Бахрушин сумел развить в себе с впечатляющим успехом.

С уходом из жизни его поколения, к которому принадлежали и С. И. Щукин, и А. В. Морозов, ушла в прошлое блестящая эпоха купеческого собирательства. Коллекционирование и собирательство, конечно, продолжали существовать, но подобных масштабов достичь было уже невозможно.
После смерти А.А. Бахрушина музей остался его наследником, стараясь, подобно своему основателю, бережно сохранять и приумножать коллекцию, которая, несмотря на все повороты истории политической, отражает объективную и всеобъемлющую картину истории театральной России.
Сегодня Бахрушинский музей, в фондах которого хранится более 1,5 млн. предметов, отражающих историю театрального искусства всех жанров, является самым крупным театральным музеем мира и третьим по своему собранию в России. Дом-музей Бахрушина бережно хранит и продолжает традиции своего создателя, оставаясь настоящим Домом Театра.

В 2021 г. начался новый этап в развитии музея, связанный с реализацией масштабного и уникального проекта Музейно-театрального квартала «Бахрушинский», который станет сердцем театрального мира России.

Музей и сегодня продолжает лучшие традиции своего основателя, пополняя свои фонды новыми интересными материалами, организуя выставочные проекты музее, регионах, за рубежом, в новых российских регионах, создавая экспозиции в музеях театров по всей России, организуя благотворительные программы для инклюзивной аудитории.