Купить билет
Миссия и история музея

Бахрушинский музей, основанный 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929), является хранителем крупнейшей театральной коллекции России, включающей в себя более 1,5 млн экспонатов.

Узнать подробнее
Выставки и события

Приглашаем ценителей искусства совершить захватывающее путешествие, интерактивное погружение в удивительный театральный мир. Вы увидите сценические костюмы и декорации выдающихся мастеров сценографии, эскизы, фотографии и портреты, программы и афиши спектаклей и многое другое. Яркие переживания и эмоции подарят ощущение праздника не только детям, но и взрослым.

Узнать подробнее
Бахрушинские чтения

Главной целью крупнейшей по числу российских и зарубежных участников научной конференции является осмысление роли театра в современной культуре и жизни человека, а также появление новых направлений и тенденций.

Узнать подробнее
Мастер-классы

Бахрушинский театральный музей знает, что увлечь детей искусством не всегда просто. Чтобы юные посетители не заскучали, мы разбавили осмотр экспонатов увлекательными мастер-классами. В нашем музее ребята не только смогут изучать культуру и искусство, но и научатся креативно мыслить.

Узнать подробнее
БАХРУШИНСКИЙ ОНЛАЙН

Это пространство, где посетители совершают путешествие в историю и современную жизнь российского театра. Центром притяжения является Бахрушинский музей – крупнейший театральный музей в мире.

Узнать подробнее
Театральные музеи и архивы

Целью первого масштабного проекта такого рода является сохранение уникального театрального наследия России во всем многообразии его жанров: опера, балет, драма, оперетта и др. Это позволяет отследить не только историю отдельных театров, но и картину театральной историографии России в целом.

Узнать подробнее
Сделать пожертвование

Ваша поддержка имеет колоссальное значение для музея. Именно благодаря поддержке друзей и партнеров Бахрушинский музей сможет реализовать масштабные проекты, научные, исследовательские и образовательные программы.

Узнать подробнее

Театральный словарь

Evnq/KcH.jpg

Абажур

Деталь бытового осветительного прибора, ограничивающая и направляющая его световой поток.


Аберрация (оптических систем)

Ошибка или погрешность изображения в оптической системе. Встречаются сферическая и хроматическая аберрации.


Абстракция

Это то, что получается, если, изучая предмет или явление, наблюдатель намеренно не принимает во внимание все многообразие их свойств и качеств, чтобы сконцентрироваться только на том, что существенно для его целей. Например, можно сконцентрироваться на геометрических свойствах объектов, намеренно игнорируя материал, из которого они состоят¸ или даже является ли рассматриваемое живым существом, или куском камня. Другими словами, абстрагирование — это метод познания окружающего мира, а абстракции – упрощенные виртуальные образы, которые привязаны к вполне реальным вещам. Так человеку удобнее воспринимать и анализировать.


Абсурд

Слово «абсу́рд» происходит от латинского absurdus, то есть «нестройный, нелепый» и обозначает отсутствие в чем-либо логики и здравого смысла. Термином «театр абсурда» первоначально обозначалось направление в западноевропейской драматургии и театре, появившееся в начале 1950-х годов на французской сцене. Абсурд в такого рода произведениях касается лишь порядка и способа развития действия и подачи фактов или даже реплик, но не явлений или проблем, о которых ведут речь авторы. Это скорее способ лишить аудиторию возможности использовать шаблонное восприятие как в ходе театрального действия, так и понимания действительности в целом.


Авангард

В первоначальном значении это передовой отряд, находящийся впереди основных сил армии или флота. В искусстве так именуют направления, которые в момент их зарождения отличает очевидный радикализм и намеренный разрыв с традиционными формами подачи художественных идей. В драматургии и театре то, что критики называли авангардом, начало появляться в конце 19-го века, а в 20-м веке и в дальнейшем проявилось широко и разнообразно. Представители авангарда, в числе прочего, пытались и пытаются переосмыслить статус актера, режиссера, да и самой сценической площадки, характерные для классического театра. Жесткая срежиссированность спектакля, яркая индивидуальность актера и идея литературной основы постановки представлялись им ненужными сковывающими рамками.


Аванложа

Небольшая комната перед входом в театральную ложу. Первые такие помещения начали оборудовать в 17 веке в итальянских оперных театрах. Там состоятельные зрители могли хранить часть своей одежды, принимать гостей, отдыхать в перерывах представления. В Большом театре в Москве некоторые аванложи достаточно просторны – это небольшие гостиные, обставленные мебелью, необходимой для приема гостей.


Авансцена

В переводе с французского - «передняя сцена». То есть та часть сценического пространства, которая выдвинута в зрительный зал. Или, другими словами, это часть сцены от оркестровой ямы до линии занавеса, или от рампы до занавеса, если места для оркестра не предусмотрено. На этой части сцены, как правило, происходят наиболее важные части сценического действия, потому что именно она ближе всего к зрителям. Во французском или английском театре 17 века авансцена выносилась далеко в зал, так что публика окружала ее практически со всех сторон. В некоторых современных театрах, при этом, авансцена может выходить в зал весьма незначительно и условно.


Австрийский занавес

Подъемно-опускной занавес с горизонтальными складками, состоящими из отдельных фестонов. Представляет собой полотнище из ткани с нашитыми на него вертикальными рядами колец. Расстояние между рядами определяет ширину фестонов на занавесе. Через кольца пропускается шнур, с помощью которого можно задать положение нижней кромки занавеса и плотность складок по вертикали.


Администратор театра

Сотрудник из числа административно-управленческого персонала. Специалист, в обязанности которого входит контроль и организация работ по обслуживанию зрителей.


Акт

В театре и драматургии — это внутренне завершенная часть спектакля и пьесы, самая крупная из тех, на которые делится и спектакль, и драматургическое произведение. Сами акты (действия) могут, по крайней мере в пьесе, подразделяться на еще более мелкие части - явления, эпизоды, картины. Деление на акты в классическом театре во многом определяется возможностями восприятия обычного зрителя и технологическими ограничениями в организации спектакля. В европейской традиции их обычно три-пять, а в китайской, например, до двух десятков.

Акты в ходе спектакля, как правило, разделяются перерывами – антрактами. Ранее в некоторых случаях разделение театрального повествования на акты диктовалось необходимостью сложной смены декораций, и даже временем использования основного источника света. Время непрерывного действия на сцене ограничивалось в 18-19 веках временем сгорания свечей, а длительность антракта – скоростью их замены. Драматургам приходилось принимать это во внимание.


Ажиотаж

Сильное возбуждение, волнение, переживание, вызванное столкновением интересов вокруг какого-либо дела или вопроса.


Актер (актриса)

Человек, который исполняет роль на сцене театра или в кино. Актер – действующее лицо произведения, связь между текстом автора, режиссерским замыслом и зрителями.


Актер второго состава

Актер, выучивший и знающий роль так же, как и актер основного состава.


Актерский штамп

Приемы сценической игры, определенные повторяющиеся действия, которые входят в привычку и становятся визитной карточкой актера.


Актерское фойе

Помещение в театре, расположенное на границе зрительской и закулисной зон. Предназначено для отдыха артистов по ходу показа спектакля, а также для общения со зрителями после спектакля.


Акустика

Наука о звуке, изучающая его физическую природу, а также явления, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.


Акустика зрительного зала

Совокупность акустических характеристики зрительного зала: обеспечение зрителей достаточной звуковой энергией; создание диффузного звукового поля; исключение эха и фокусировки звука; обеспечение оптимального времени реверберации; минимизация посторонних шумов.